Актуальность
Дети дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации, в связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о правилах дорожного движения не заучивая материал, а путём приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений, занятий художественным творчеством (лепка, аппликация, рисование), изготавливая с родителями поделки.
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребёнка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Проект «Безопасный транспорт» направлен на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице.
Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
В завершение работы по проекту была организована выставка детско-родительских творческих работ «Транспорт на улицах города» и проведена процедура награждения детей призами за выполненные ими работы. Совместная деятельность по изготовлению поделок, участие в творческих играх родителей и детей развивает не только творческие способности ребенка, но необходима и для достижения эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.
Информационная карта проекта.
Тип проекта: краткосрочный, совместный, информационно-практико-ориентированный с элементами творчества.
Вид проекта: групповой (средняя, подготовительная группы)
Основание для разработки:
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.
Проблема:
В системе работы по формированию безопасного поведения на дорогах и правилах дорожного движения у детей выявили отступления от правил в примерах детей из личного опыта. Отсюда возникла необходимость актуализации правил как у детей, так и у родителей.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: с 20.10.2022г. по 28.10.2022г.
Цель проекта: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно - указательными).
Применять знания в конкретных ситуациях.
Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения.
Формировать навыки безопасного поведения у детей на дорогах в качестве пешехода и пассажира транспортного средства через практическую деятельность.
Развивающие:
Развивать игровую деятельность детей.
Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Развивать свободное общение взрослых и детей.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Формы и методы работы:
Тематические занятия, беседы, целевые прогулки, просмотр мультфильмов, ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, чтение художественных произведений, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей.
- Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».
- Оформление родительского уголка по теме.
Цель для родителей:
Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах
Задачи для родителей:
Содействовать расширению представлений ребёнка о транспорте, о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге.
План реализации проекта:
Этап |
Дата |
Мероприятия с детьми |
Работа с родителями |
Подготовительный |
20.10.2022-21.10.2022 |
Беседы с детьми (выявление уровня знаний) «Что вы знаете о правилах безопасности?» «На чём люди ездят» «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»; «Как надо вести себя в общественном транспорте? «Пассажирский транспорт» «Труд водителей»; «Зачем нужны дорожные знаки?» «Как избежать опасных ситуаций?»
|
Памятка «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице». Рекомендации «Школа безопасности. Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».
|
Основной |
23.10.2022 |
Познавательное развитие: «Транспорт, безопасность на дороге» Цель: уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который можно опереться. П/игра «Трамвай» Цель: развитие способностей ориентироваться в пространстве, быстроты реакции на звуковой сигнал. |
Рекомендации родителям «Повторить дома изученный материал» Повысить активность родителей в совместной творческой деятельности. |
|
24.10.2022 |
Развитие речи: «Зачем нужны дорожные знаки» Цель: составление предложений о дорожных знаках. Д/и «Назови дорожный знак» П/и «Сигналы светофора» Ситуативный разговор «Зачем нужны дорожные знаки». |
Консультация «Игры по ПДД на развитие внимания».
|
|
25.10.2022 |
Чтение стихов «Светофор» (М. Пляцковский) СРИ «Внимание, светофор!» |
Рекомендации для родителей по совместному чтению художественной литературы |
|
26.10.2022 |
Рисование: «Ситуация на дороге». Цель: совершенствование навыков выполнения изображения по представлению. Д/и «Что сначала, что потом», «Рассмотри и объясни» |
Предложить родителям принять активное участие в изготовлении машин по теме проекта «Транспорт на улицах города, безопасная дорога» |
Заключительный |
28.10.2022 |
Подведение итогов проектной деятельности. Организация выставки детско-родительских работ «Транспорт на улицах города». |
Информация для родителей о деятельности группы |
Итоги проекта:
- Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…
- Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.
- Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
- Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
- Оформили выставку работ «Транспорт на улицах города»